Интервью с протоиереем Константином Сопельниковым

Интервью с протоиереем Константином Сопельниковым

Храм Живоначальной Троицы в Чертанове 27 октября 2022


Духовный эксперт фестиваля «Лучезарный ангел» — о добром кино, цензуре и взыскательной критике.

В период со 2 по 7 ноября в Москве пройдет XIX Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел». Его девиз — «Доброе кино!» На кинофестиваль заявлены 403 фильма из 20 стран мира. К участию в кинопоказах экспертами отборочной комиссии допущена 131 кинолента из 17 стран. В программе заявлено много премьерных и дебютных фильмов, а также картин с участием именитых российских артистов. Что такое «духовно безопасное кино»? Какие страны будут представлены на фестивале, и каких открытий ждать зрителям, «Киноканону» рассказал один из членов экспертного совета фестиваля, настоятель храма во имя Живоначальной Троицы в Чертанове протоиерей Константин Сопельников.

— Насколько широка география участников фестиваля? Какие страны прислали свои фильмы?

— Открытость фестиваля — одна из его самых привлекательных черт. Нет ограничений ни по национальному, ни по религиозному принципу. В разные годы география конкурса охватывала целые континенты — от Ирана и Ирака до Италии, в особенности, конечно, постсоветское пространство. Нередко зарубежные фильмы становились лауреатами фестиваля.

Среди стран-участниц нынешнего года, кроме России — Великобритания, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Греция, Израиль, Иран, Италия, Казахстан, Киргизия, Ливан, Румыния, Сербия, Узбекистан, Филиппины, Франция, Швеция.

— Много ли дебютных работ? Назовите самые интересные.

— На фестиваль прислали свои работы 27 дебютантов. Особенно популярен у молодёжи формат короткометражных игровых фильмов, в номинации которых 15 дебютных работ.

Все они по-своему интересны, тем более что первые шаги молодые делают под крылом своей школы, того или иного известного зрителю мастера, который, подобно доброму виноградарю, заботливо взращивает своё детище в той традиции, той ограде, внутри которой воспитался сам.

Приходите на фестиваль и запоминайте имена начинающих авторов — возможно, среди них будущие звёзды отечественного и мирового киноискусства.

— Можно ли назвать потенциальных фаворитов фестиваля — какие фильмы вызовут наибольший интерес зрителя? Что станет «гвоздем» программы?

— Для нас каждое неожиданное открытие, каждая встреча с истинным талантом — это праздник. В предвкушении находятся не только наши зрители, но и киноведы, и просто любители кино. Нас очень радует совпадение оценок зрительского и профессионального сообщества, что говорит о возвращении доверия между творческой интеллигенцией и народом на почве признания главенства нравственных критериев качества произведений искусства.

— На фестиваль традиционно присылают свои работы режиссеры разных религиозных убеждений, в том числе, из мусульманских стран. Как они чувствуют себя на фестивале? Не смущает ли их его христианская направленность или понятие «доброе кино» предполагает более широкий подход к отбору фильмов?

— Больше всех «страдают» за чувства мусульман, как правило, люди без всякой религии. Так, в Европе подвергаются гонениям не только христианские символы, но даже такие «невинные» привычки населения, как рождественская ёлка. Причём никто из мусульман, живущих в европейских странах, никогда не высказывал никаких возмущений по поводу обычая баловать детвору подарками под ёлочкой, скорее наоборот, они присоединялись к общей радости.

Так и на нашем фестивале царит дух братства и единения, и подчас фильмы из стран традиционной культуры гораздо ближе нашему зрителю, чем опусы соотечественников, в погоне за «самовыражением» совершенно упустивших из виду главную цель творчества.

Во всех концах земного шара люди одинаково страдают от болезней, непонимания, войн и нестроений, тревожатся за детей, стараются вырастить их добрыми, смелыми, трудолюбивыми.

Душа человека по природе христианка, как бы человек себя сам ни называл. Во всех народах милосердные, верные, смиренные и кроткие угодны Богу.

— Что является основным критерием отбора?

— Духовный экспертный совет внимательно отбирает из массового потока только те фильмы, которые не несут угрозы здоровому нравственному чувству, не заражены духом пессимизма и распада, не демонстрируют низкие стороны жизни общества, но, напротив, дарят радость, будят совесть, располагают к сочувствию, смягчению нравов.

«Доброе кино» в моём понимании отвечает двум необходимым критериям. Во-первых, оно должно быть высокопрофессиональным. Во-вторых, кино должно давать надежду, указывать выход из запутанного конфликта или трагической ситуации. Правильный выход, предполагающий действие Бога в жизни людей.

Нельзя оставлять человека перед тупиком в темноте. Мы живём в жестоком мире, полном несправедливости, и все мы имеем опыт достаточно болезненный. Но кино — это мощный фактор не столько отражения жизни, сколько воздействия на неё. Кино может ободрить и даже спасти человека, но также может добить его. Вот этого мы решительно не приемлем.

— Фестивальные фильмы имеют статус «духовно безопасного кино». Что это значит?

— Фестиваль «Лучезарный ангел» был и есть тем местом, где открыто отрицается современный культ «свободы» художника — свободы от морали, от ответственности перед Богом и народом, от совести, наконец.

Целевая аудитория фестиваля — это человек в его полноте, то есть здоровая семья. На просмотры приглашаются дети с родителями, родители с детьми. Ничто так не сближает, как сильное эмоциональное впечатление, пережитое вместе и поднявшее волну понятных всем ассоциаций. А в залах сидят представители разных поколений, разных вероисповеданий.

Мы должны быть уверены в том, что ничья душа не будет травмирована увиденным. Это и есть нижняя граница безопасности.

— Почему вы считаете необходимым маркировать фильмы подобным образом, и нет ли в этом какой-то заведомой искусственности и стерильности? Что служило критерием «безопасности»? Все ли фильмы, присланные на фестиваль, подходили под эти критерии?

— Для отбора и существует Духовный экспертный совет, который действует подчас жёстко и бескомпромиссно. Если хотите, назовите это цензурой.

Само слово «цензура» произошло от лат. census, — «строгое суждение, суровый разбор, взыскательная критика». Цензорами были С. Т. Аксаков, И. А. Гончаров, Ф. И. Тютчев. В обязанности последнего входило, в частности, обеспечение «безопасности» ввозимых из-за границы в Россию печатных материалов.

Что плохого в «строгом суждении», «взыскательной критике»? Какой отец даст голодному сыну камень или змею вместо хлеба и рыбы? Долг интеллигенции — воспитывать народ, а не отравлять его, ввозить, если надо, извне полезные технологии, а не духовное оружие массового поражения.

Стремление копировать чужие порядки и ломать менталитет зрителей уже привело к плачевным результатам. Потеряв своё лицо, трудно восстановиться.

В последние годы появилась слабенькая, но позитивная тенденция к поиску человеческого содержания в визуальном искусстве. Постепенно приходит осознание того, что заимствование технологий необязательно должно сопровождаться копированием чуждых идей и образцов поведения.

— Был ли среди отобранных работ фильм, который лично для Вас стал духовным и художественным открытием?

— Повторюсь, что каждая встреча с истинным мастером, который «из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» (Лк 6:45), — это всегда открытие.


Источник
НаверхНаверх